Обзор, обновление и прогноз от Карстена Брингманна, старшего юриста международной юридической фирмы Hogan Lovells в Дюссельдорфе.
Германия является одним из самых привлекательных и расширяющихся игорных рынков во всем мире: С GGR около 14 миллиардов евро в 2018 году, это третий по величине игорный рынок в Европе после Италии и Великобритании. Несмотря на то, что Германия предлагает возможности для получения прибыльного дохода игорной индустрии, игорным компаниям приходится сталкиваться со сложным и ограничительным законодательством Германии об игорном бизнесе. Несмотря на то, что регулирование в игорном секторе очень динамично и постоянно приспосабливается к реальности быстро меняющегося игорного рынка, в законодательстве Германии об игорном бизнесе до сих пор доминирует одна существенная законодательная база - Государственный договор об игорном бизнесе от 15 декабря 2011 года ["Государственный договор" - Glücksspielstaatsvertrag], который был заключен 16 федеральными землями. Каждая федеральная земля включила государственный договор в свое соответствующее государственное законодательство. В качестве основного положения о проведении азартных игр в Германии Государственный договор содержит основные правовые требования для организации всех видов азартных игр во всех федеральных землях Германии. В нем содержатся подробные положения и руководящие принципы, касающиеся азартных игр, в частности, лотерей и букмекерских услуг.
Согласно Государственному договору публичные услуги по организации и проведению азартных игр могут предоставляться на игорном рынке Германии только в том случае, если соответствующий оператор имеет лицензию на организацию и проведение азартных игр. Но на практике в сфере спортивных пари до недавнего времени наблюдалась иная картина. Впервые выдача лицензий на осуществление спортивных пари на основании Государственного договора была введена в 2012 году. В 2014 году 15 проигравших заявителей на получение лицензий на спортивные пари получили предварительные запреты в отношении компетентного органа на выдачу лицензий только 20 отобранным заявителям. В результате судебных решений в пользу уволенных участников компетентный орган по выдаче лицензий не смог выдать ни одной лицензии на организацию спортивных пари в Германии. Однако до сих пор германские органы по надзору за азартными играми терпимо относятся к организации спортивных пари при условии, что они отвечают дополнительным требованиям, установленным государственным договором, без официальной лицензии.
Эта правовая ситуация коренным образом изменилась 1 января 2020 года, когда вступила в силу Третья поправка к Государственному договору об азартных играх ["Третья поправка"]. Благодаря этой поправке германский рынок спортивных ставок окончательно обрел юридическую определенность. Третья поправка вводит новую процедуру подачи заявок на получение лицензий на спортивные пари и открывает свой рынок спортивных пари для международных провайдеров спортивных пари. Впервые рынок ставок на спорт будет полностью открыт для международных провайдеров, которые теперь смогут, наконец, основать свой бизнес ставок на спорт в Германии.
В соответствии с Третьей поправкой, операторы онлайн-пари спортивных пари должны подать заявку на получение лицензии для предоставления своих услуг на территории Германии. Процедура подачи заявки проводится в Областном совете в Дармштадте [Regierungsprääsidium Darmstadt] со 2 января 2020 года. Международные операторы, подающие заявление на получение лицензии, не должны находиться в Германии. Достаточно назвать уполномоченное лицо для официальной переписки оператора на территории Германии и предъявить документы и доказательства регистрации иностранными органами, сопоставимые с немецкими официальными документами. Предположительно, лицензии на спортивные пари должны быть действительны, по крайней мере, до 31 декабря 2022 года, в результате чего с 1 января 2023 года будет введена новая процедура подачи заявления.
Наряду с этими столь необходимыми усовершенствованиями и изменениями в германском регулировании азартных игр, Третья поправка все еще включает в себя множество ограничений, таких как лимит месячной ставки или ограничения допустимого ассортимента продуктов для заключения пари. Тем не менее, законодательная неопределенность для немецкого игорного рынка все еще существует. Третья поправка служит лишь временным, переходным решением до тех пор, пока не будут политически согласованы дальнейшие поправки к Государственному договору. На данный момент Третья поправка действует до 30 июня 2021 года. После этого должен вступить в силу новый Государственный договор. На практике это требует достижения консенсуса между 16 политически различными государствами в довольно амбициозный и короткий период времени. В настоящее время переговоры по новому Государственному договору ведутся канцлерами штатов, которые представляют различные интересы своих соответствующих федеральных штатов. После заключения проекта государственного договора немецкая бюрократия берет курс: После того, как решения подготовлены на рабочем уровне, они передаются на рассмотрение Конференции премьер-министров и Конференции глав государственных канцелярий. Кроме того, окончательные решения должны быть одобрены парламентами 16 государств.
Основы регулирования азартных игр с середины 2021 года и далее, в настоящее время обсуждаются на этих двух конференциях штатов, и их члены планируют достичь соглашения не позднее февраля 2020 года. Нынешний проект нового государственного договора включает условное продление лицензий на спортивные пари и режим лицензирования виртуальных игровых автоматов и онлайн-игр в покер. Кроме того, было найдено монопольное решение для таких виртуальных настольных игр, как рулетка и баккара. Эти игры должны быть преобразованы в 16 государственных монополий.
Государства намерены создать долгосрочные рамки со сроком действия не менее 7 лет. Кроме того, будет создано новое общенациональное "Объединенное управление по игорному бизнесу федеральных земель" (Gemeinsame Glücksspielbehörde der Länder). Предполагается, что он будет являться компетентным правоприменительным органом для выдачи лицензий на азартные игры и осуществления надзора за трансграничной деятельностью в области азартных игр, т.е. за онлайновыми услугами по азартным играм. Кроме того, он должен следить за развитием рынка азартных игр и содействовать проведению исследований в области азартных игр.
Хотя по этим основным аспектам нового регулирования игорного бизнеса достигнут консенсус, многие детали до сих пор остаются неясными. Окончательный результат зависит от политических решений, принятых 16 различными государствами. На стол переговоров выносятся различные сценарии. Однако наиболее вероятным результатом является соглашение между всеми 16 государствами на основе текущего предложения, с возможностью исключения спорных моментов в соглашении о гарантиях. Другой вероятной альтернативой является соглашение между более чем 8 федеральными штатами, если консенсус между всеми штатами не удастся достичь из-за разногласий. Полный провал переговоров также возможен - либо во время переговоров, либо из-за отсутствия ратификации соглашения парламентами штатов. Отдельный путь более прогрессивных земель, таких как Гессен и Шлезвиг-Гольштейн, уже намекнул на такую возможность.
Особенно потенциальное введение в будущем возможностей лицензирования онлайн-казино вызывает большие споры между федеральными землями и регулярно приводит к интенсивным дискуссиям. С одной стороны, некоторые федеральные земли хотят сохранить этот запрет любой ценой и не желают идти на компромиссы в этом вопросе. С другой стороны, наблюдается медленный рост группы штатов, рассматривающих альтернативы полному запрету онлайн-казино. Эти государства, как и Шлезвиг-Гольштейн, выступают за фундаментальное изменение регулирования азартных игр в Германии. Они хотят ввести общенациональное лицензирование онлайн казино и поэтому призывают к тому, чтобы ключевые решения на пути вперед сделаны как можно быстрее. Прогрессивная позиция Шлезвиг-Гольштейна обусловлена его исключительным положением в структуре законодательства об азартных играх в Германии и собственным опытом регулирования спортивных ставок онлайн, а также азартных игр онлайн-казино.
Первоначально только 15 из 16 германских государств были участниками Государственного договора. Первоначально в земле Шлезвиг-Гольштейн существовало собственное регулирование азартных игр, позволявшее выдавать лицензии на азартные игры онлайн, в том числе спортивные пари и онлайн-казино - в конце концов, год спустя Шлезвиг-Гольштейн присоединился к тогдашнему действующему Государственному договору. Во время действия Закона об азартных играх земли Шлезвиг-Гольштейн государством было выдано 48 лицензий на осуществление деятельности в области спортивных пари и азартных игр в онлайн-казино. Предполагалось, что срок действия этих лицензий истечет, однако Шлезвиг-Гольштейн хотел сохранить регулируемый ими рынок и ввел в Шлезвиг-Гольштейне переходный режим для операций по спортивным тотализаторам. Кроме того, чиновники ввели в действие государственный закон, в соответствии с которым были пересмотрены выданные Шлезвиг-Гольштейном лицензии на деятельность онлайновых казино. Временный порядок заключения спортивных пари и пересмотренные лицензии казино онлайн будут действовать до тех пор, пока не будет выдана еще одна лицензия на основании Положения об азартных играх Германии, но не дольше 30 июня 2021 года. Поэтому Шлезвиг-Гольштейн настаивает на том, чтобы нынешние переговоры проходили быстро, чтобы избежать правовых пробелов. Он представляет все эти государства, желающие принять прогрессивный закон о регулировании игорного бизнеса. В связи с этими разногласиями между государствами относительно онлайн-казино, возможно даже, что Германия разделилась на две различные группы государств - тех, кто вводит лицензирование онлайн-казино, и тех, кто все еще придерживается запрета.
Категория: