Обновленный доклад о регулировании азартных игр в Украине, Хорватии, Черногории, Сербии и Словении

Обновленный доклад о регулировании азартных игр в Украине, Хорватии, Черногории, Сербии и Словении
июл 7, 2020peter

1. Украина

В течение 2019 года правительство Украины предприняло конкретные шаги к снятию действующего запрета на деятельность азартных игр, который был установлен в 2009 году и который практически запретил любой вид азартных игр на территории Украины (как в традиционном, так и в онлайн формате). Этот запрет открыл возможность для нелегальной деятельности на одном из крупнейших европейских рынков (общая численность населения приблизительно 43 миллиона, 35 миллионов из которых старше 18 лет). 16 января 2020 парламент Украины одобрил первое чтение Законопроекта о регулировании в сфере азартных игр («Закон») с намерением принять финальный вариант Закона в течение первой половины 2020 года. Принимая во внимание глобальную пандемию COVID-19, а также текущие политические изменения в Украине, принятие Закона было отложено и второе чтение Законопроекта было перенесено на 18 июля 2020 года. Что касается самого Законопроекта, регулирование деятельности азартных игр, от лотерей и казино до покера и спортивных ставок, аналогично в как традиционном, так и в онлайн формате. Несмотря на вышесказанное, ожидается внесение значительных изменений в первоначально одобренный документ учитывая, что к нему было предложено более 1500 поправок.

Касательно залов с игровыми автоматами в Украине, Законопроект предусматривает что они могут вести деятельность исключительно в указанных игровых зонах 3х, 4х и 5ти звездочных отелей в Украине (не менее 50 номеров и площадь зала минимум 300 кв. м. в Киеве и не менее 25 номеров и площадь зала минимум 150 кв. м. в других городах). Ограничение общего количества игровых автоматов во всей стране

было установлено в количестве 40,000 единиц (за исключением игровых автоматов в казино).

В добавление к вышесказанному, лицензии распределяются по следующему территориальному ключу: (i) Киевская, Одесская и Харьковская области (для городов Киев, Одесса и Харьков 60% лицензий и 40% лицензий для каждой из этих трех областей) и (ii) другие регионы Украины (для региональных центров 40% лицензий и 60% лицензий для каждой области).

Общее число лицензий ограничено до 1,600, то есть одна лицензия выдается для 25 игровых автоматов где один оператор может получить максимум 35% всех лицензий на игровые автоматы в отдельной административной единице Украины и не более 35% всех лицензий в Украине.

Закон прописывает, что запрещено размещать залы с игровыми автоматами:

1) непосредственно в зданиях расположения представителей государственной власти, других государственных органов, местных органов самоуправления;

2) на расстоянии ближе 500 м. к дошкольным образовательным учреждениям, учреждениям общего среднего образования, внешкольного, специализированного, квалификационного (профессионально-технического) и профессионального высшего образования;

3) непосредственно в зданиях культурных учреждений (включая библиотеки, музеи, театры, галереи);

4) непосредственно в медицинских учреждениях;

5) на расстоянии ближе 500 м. к специализированным детским развлекательным центрам;

6) непосредственно в зданиях религиозных учреждений и структур, а также в зданиях, принадлежащих религиозным организациям;

7) непосредственно в зданиях, принадлежащих жилищному фонду или в жилых зданиях;

8) в объектах незавершенного строительства, киосках, под навесами и в малых передвижных архитектурных объектах.

Игровые автоматы, расположенные в залах с игровыми автоматами, не должны быть видимыми снаружи здания.

Касательно сертификации оборудования, уполномоченный орган должен установить исчерпывающий список игрового оборудования, которое подлежит обязательной сертификации и список объектов сертификации игрового оборудования. Запрещено использование несертифицированного игрового оборудования. Сертификация игрового оборудования, которое подлежит проверке уполномоченным органом, осуществляется в соответствии с международными стандартами украинскими и / или иностранными центрами сертификации, список которых устанавливается уполномоченным органом.

Запрещено использование игрового оборудования, которое не подключено к электронной системе наблюдения в соответствии с правилами, установленными уполномоченным органом. На корпусе каждого игрового автомата должны быть указаны серийный номер, год изготовления, данные об изменениях и ремонте (если применимо) и название производителя. Запрещено использование игровых автоматов, в которых общий процент выигрышей (теоретический доход игрока) установлен менее чем на 95 (девяносто пять) процентов, соответственно разрешено использование игровых автоматов, выпущенных после 2019 года.

 

2. Хорватия

Деятельность азартных игр в Хорватии регулируется согласно Закону об азартных играх, последние изменения в котором датируются 2014 годом. Данный Закон регулирует деятельность азартных игр на территории Хорватии, в соответствии с которым лотерейные игры могут проводиться исключительно государственным предприятием Хорватская Лотерея («Hrvatska Lutrija»), в то время как рынок открыт для всех других элементов игровых и спортивных ставок.

Одной из главных особенностей Закона является то, что деятельность азартных игр в формате 

онлайн (включая казино) разрешена только для предприятий, которые предоставляют свои услуги в офисах в Хорватии. Согласно прогнозам, на 2017 год «серый рынок» в этой сфере в Хорватии составляет рыночную долю, достигающую до 40%, с прибылью в эквиваленте 2 млрд кун Хорватии (приблизительно 280 млн евро). В 2019 году Правительство приняло Постановление о введении в действие общего закона о налогах, которое позволило Министерству Финансов применять санкции и предотвращать деятельность нелегальных азартных игр, проводимых в Хорватии онлайн (посредством блокировки IP- адреса и проведения платежей) и на 14 иностранных организаторов онлайн азартных игр был наложен запрет на рынке Хорватии в течение 2019 года.  

Последняя инициатива оппозиции Парламента Хорватии, которая была выдвинута в феврале 2020 года была нацелена на установление что казино и залы с игровыми автоматами должны быть расположены на расстоянии не ближе чем 500 м. к детским садам, начальным и старшим школам, студенческим общежитиям, а также религиозным объектам, в то же время ограничение в 200 м. распространяется на места, где проводятся ставки. В дополнение к этому, была предложена минимальная площадь зала с игровыми автоматами, равная 100 кв. м. Соответствующие ограничения были представлены в Хорватии в апреле 2020 года посредством Постановления о пространственных и технических условиях для организации азартных игр, за исключением того, что вышеупомянутое ограничение в 500 м. не применимо к казино, которые расположены в 5-звездочных отелях.

 

4. Черногория

Действующее законодательство в Черногории было принято еще в 2004 году. Однако, Министерство Финансов в 2018 и 2019 годах выступало с инициативой принять новый закон, который будет соответствовать последним тенденциям в игровой индустрии и лучшим практикам ЕС. Основываясь на открытых данных, на сегодняшний день не было достигнуто никакого прогресса в этом вопросе.

Недавно органами власти объявили, что новый закон должен определить онлайн-контроль за организаторами лотерей и казино, которые в настоящее время остаются вне зоны наблюдения. В новом законе также должны быть даны определения лотереи и их организация с учетом того, что они не организуются на территории в течение последних 3 лет, когда истек срок действия лицензии на лотерею в Черногории. Также предусматривается отмена фиксированной платы в размере 2 млн. Евро для казино, для ускорения открытия новых казино. Дополнительно, статус терминалов для ставок на объектах гостеприимства, таких как бары, остается нерешенным с учетом того, что 3 года назад Конституционный суд Черногории отменил положения, регулирующие этот вопрос, и до этой даты новые лицензии на терминалы для ставок не выдавались. Само собой разумеется, что нынешний нормативно правовой акт, который был принят 16 лет назад, не обеспечивает удовлетворительного отношения к онлайн-азартным играм любого рода.

 

5. Сербия

Предложение о новом Законе об азартных играх было внесено в парламент в феврале 2020 года. Целью нового закона, по сравнению с существующим, состоит в том, чтобы повысить социальную ответственность среди игроков и организаторов, усилить надзор и ограничить незаконные операции в данной сфере, а также общее соответствие с правилами ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Основные особенности нового закона является удаление мест для ставок от школ (минимум 200 м) и других мест для ставок (минимум 100 м), введения более строгих правил в отношении маркетинга азартных игр (например, ограниченное использование слова «казино» и его производных), повышение комиссионных и банковских депозитов для организаторов (плата за организацию азартных игр в интернете будет увеличена вдвое) и ограничение количества казино в стране. Что касается дистанции, следует отметить, что новое ограничение применяется 

только к вновь открытым местам для ставок, и не распространяется на существующие заведения.

Текст нового проекта содержит положения о введении электронного (онлайн) наблюдения и прямой связи с компетентным органом, а также положение о том, что игровые автоматы, установленные в залах игровых автоматов, не могут быть старше 1 года в день их установки. В дополнение к этому правительство решило ограничить количество казино по всей стране десятью местами, в соответствии с которыми лицензия на них предоставляется на 10-летний срок, и у оператора должен быть уставной капитал не менее 1 млн. Евро в национальной валюте, чтобы, среди прочего, иметь право на подачу заявки на получение лицензии.

 

6. Словения

На территории Республики Словения, максимум два организатора, основными акционерами которых являются Республика Словения, местные муниципалитеты или государственные компании, могут организовывать азартные игры (например, лотереи и ставки на спорт) на постоянной основе, при этом Правительство может предоставить максимум 15 концессий на организацию специальных азартных игр в казино и 45 концессий на организацию специальных азартных игр в игровых залах. Кроме того, лицензии на азартные игры в Интернете могут предоставляться только зарегистрированным в Словении компаниям, уже имеющим лицензию на азартные игры в казино.

Недавние предложения о внесении поправок в действующий закон об азартных играх (с последними изменениями в 2014 году) были внесены в 2018 году и были направлены на ослабление довольно жестких правил для организаторов (в частности, путем предоставления организаторам из ЕЭЗ заявки на получение лицензий) и регулирования азартных игр и рекламы азартных игр более подробно. Однако до сегодняшнего дня все поправки остаются в парламенте без четких указаний, когда они будут приняты.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Юридическая фирма Anđelović, Siketić & Tomić d.o.o. желает избежать неточностей и, хотя были приняты все меры предосторожности для обеспечения точности информации, содержащейся в этом отчете, мы не принимаем на себя ответственность, за ошибки или упущения, чем бы они не были вызваны.