Отчет по игорному законодательству Украины, Хорватии, Черногории, Сербии и Словении.

Отчет по игорному законодательству Украины, Хорватии, Черногории, Сербии и Словении.
сен 28, 2020peter

По: Марко Томич, партнер, юридическая фирма Anđelović, Siketić & Tomić d.o.o. Загреб.

1. Украина

В течение 2019 года украинское правительство предприняло конкретные шаги по отмене существующего запрета на игорный бизнес, который был установлен в 2009 году и который фактически "объявил вне закона" любые виды игорной деятельности на территории Украины (как наземные, так и онлайн). Такой запрет открыл двери для нелегальных операторов на одном из крупнейших европейских рынков (общее население около 43 млн. человек, из которых 35 млн. в возрасте старше 18 лет). 16 января 2020 года в первом чтении Верховная Рада Украины приняла проект Закона Украины "О регулировании игорного бизнеса" ("Закон") с целью принятия окончательной редакции Закона в течение первого полугодия 2020 года. Учитывая глобальную пандемию КОВИД-19, а также происходящие в Украине политические изменения, принятие Закона было отложено, а второе чтение проекта Закона назначено на 18 июня 2020 года. Что касается самого законопроекта, то он также регулирует земельную и азартную деятельность, а также азартные игры онлайн - от лотерей и казино до покера и спортивных пари. Несмотря на вышесказанное, следует ожидать, что в первоначально одобренный проект закона были внесены существенные изменения, учитывая, что к нему было предложено более 1500 поправок.

Говоря о залах игровых автоматов в Украине, проект Закона предусматривает, что они могут функционировать только в установленных игровых зонах в гостиницах 3, 4 и 5 звезд в Украине (не менее 50 номеров и не менее 300 квадратных метров холл-зоны в Киеве и не менее 25 номеров и не менее 150 квадратных метров холл-зоны в других городах). Ограничение на общее количество игровых автоматов по всей стране установлено в размере 40 000 единиц (без учета игровых автоматов в казино).

В дополнение к вышесказанному, лицензии распространяются на следующий территориальный ключ: (i) Киевская, Одесская и Харьковская области (для городов Киев, Одесса и Харьков - 60% лицензий и 40% лицензий для каждой из этих трех областей) и (ii) другие области Украины (для областных центров - 40% лицензий и 60% лицензий для каждой области).

Общее количество лицензий ограничено 1 600, т.е. одна лицензия выдается на 25 игровых автоматов, при этом один оператор может получить максимум 35% всех лицензий на игровые автоматы в определенной административной единице Украины и не более 35% всех лицензий в Украине.

Закон предписывает, что размещение залов игровых автоматов запрещено:

1) непосредственно в помещениях, где расположены органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления;

2) ближе 500 метров к дошкольным учебным заведениям, общеобразовательным средним учебным заведениям, внешкольным, специализированным, профессиональным (профессионально-техническим) и профессиональным высшим учебным заведениям;

3) непосредственно в помещениях учреждений культуры (в том числе библиотек, музеев, театров, выставочных галерей);

4) непосредственно на территории медицинских учреждений;

5) ближе 500 метров к помещениям специализированных детских развлекательных центров;

6) непосредственно в помещениях религиозных зданий и сооружений, а также в помещениях, принадлежащих религиозным организациям;

7) в помещениях, принадлежащих жилищному фонду или жилым домам;

8) в объектах незавершенного строительства, киосках, навесах и передвижных малых архитектурных формах.

Игровые автоматы, расположенные в зале игровых автоматов, не должны быть видны снаружи здания.

В отношении сертификации оборудования компетентный орган устанавливает исчерпывающий перечень игрового оборудования, подлежащего обязательной сертификации, и перечень субъектов сертификации игрового оборудования. Использование несертифицированного игрового оборудования запрещается. Сертификация игорного оборудования, которая подлежит проверке компетентным органом, осуществляется в соответствии с международными стандартами украинскими и/или иностранными сертифицирующими организациями, перечень которых устанавливается компетентным органом.

Использование игорного оборудования, которое не подключено к системе онлайн-мониторинга в соответствии с правилами, установленными компетентным органом, запрещается. В корпусе каждого игрового автомата должен быть указан производственный номер, год изготовления, данные по модификации и ремонту (если таковой имеется), а также наименование изготовителя. Использование игровых автоматов, в которых общий процент выигрыша (теоретический возврат игроку) установлен в размере менее 95 (девяносто пяти) процентов, запрещено, при этом использование игровых автоматов старше 2019 года не допускается.

2. Хорватия

Проведение азартных игр в Хорватии регулируется Законом об азартных играх, в который в последний раз вносились поправки в 2014 году. Соответствующий закон регулирует организацию азартных игр на территории Хорватии и в соответствии с теми же самыми лотерейными играми могут быть организованы исключительно государственной хорватской лотереей ("Hrvatska Lutrija"), в то время как рынок либерализован по всем остальным аспектам азартных игр и спортивных пари.

Одной из главных особенностей закона является то, что организация онлайн азартных игр (в том числе и казино) разрешена только организаторам, которые имеют "кирпично-минеральное" присутствие в Хорватии. По оценкам на 2017 год, "серый рынок" в этой отрасли в Хорватии имеет долю рынка почти 40% и составляет 2 млрд. крон в доходах (примерно 280 млн. евро). В 2019 году правительство приняло постановление об осуществлении Общего налогового закона, которое позволило Министерству финансов санкционировать и предотвращать незаконную игорную деятельность, организованную онлайн (с помощью IP-адреса и блокировки платежей) в Хорватии, а 14 иностранных организаторов азартных онлайн-игр были запрещены на хорватском рынке в течение 2019 года.

Последняя инициатива оппозиции в хорватском парламенте, которая была инициирована в феврале 2020 года, имела целью определить, что казино и залы игровых автоматов должны находиться на расстоянии не менее 500 метров от детских садов, начальных и средних школ, студенческих общежитий, а также от религиозных объектов, в то время как 200-метровое ограничение должно распространяться на места проведения пари. Кроме того, было предложено, чтобы минимальная площадь зала игровых автоматов составляла 100 кв. м. Соответствующие ограничения были введены в Хорватии в апреле 2020 года на основании Постановления о пространственных и технических условиях организации Шансовых Игр, за исключением того, что вышеупомянутое ограничение в 500 м не распространяется на казино, расположенные в 5-звездочных отелях.

3. Черногория

Нынешнее законодательство, действующее в Черногории, было принято в 2004 году, а в 2018 и 2019 годах Министерство финансов выступило с инициативой принятия нового закона, который будет соответствовать последним тенденциям в игорной индустрии и передовому опыту ЕС. Исходя из общедоступной информации, на сегодняшний день никакого прогресса в этом вопросе достигнуто не было.

Недавно власти объявили, что в новом законе должен быть определен онлайн-надзор за организаторами лотерей и казино, которые в настоящее время остаются вне такого вида надзора. Новый закон должен также определить лотерейные игры и их организацию с учетом того, что они не организовывались на территории Черногории в течение последних 3 лет, когда истек срок действия лицензии черногорской лотереи. Кроме того, в целях стимулирования открытия новых казино предусматривается отмена фиксированного сбора в размере 2 млн. евро. Кроме того, статус терминалов для ставок в таких гостиничных объектах, как бары, остается нерешенным, учитывая, что 3 года назад Конституционный суд Черногории отозвал положения, регулирующие этот вопрос, и на сегодняшний день не было выдано ни одной новой лицензии на терминалы для ставок. Нет необходимости говорить о том, что нынешний закон, который был принят 16 лет назад, не обеспечивает удовлетворительного отношения к азартным играм онлайн любого рода.

4. Сербия

В феврале 2020 года в парламент поступило предложение о принятии нового закона "О шансовых играх". Целью нового закона по сравнению с существующим является повышение социальной ответственности игроков и организаторов, усиление надзора и ограничение незаконных операций в отрасли, а также общее согласование с правилами ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Основные особенности нового закона касаются дистанцирования мест заключения пари от школ (минимум 200м) и других мест заключения пари (минимум 100м), введения более строгих правил по маркетингу азартных игр (например, ограниченное использование слова "казино" и его производных), увеличения сборов и банковских депозитов для организаторов (сборы за организацию азартных игр онлайн будут увеличены вдвое) и ограничения количества казино в стране. Что касается дистанцирования, то следует отметить, что новое ограничение распространяется только на вновь открываемые, а не на существующие букмекерские конторы.

Текст нового проекта содержит положения о введении электронного (онлайн) наблюдения и прямой связи с компетентным органом, а также положение о том, что игровые автоматы, установленные в залах игровых автоматов, не могут быть старше 1 года на день установки в них. В дополнение к этому, правительство решило сохранить ограничение на количество казино по всей стране десятью местами, в которых лицензия на одно и то же действие выдается на 10 лет, а оператор должен иметь уставный капитал в размере не менее 1 млн. евро в национальной валюте, чтобы, среди прочего, иметь право на подачу заявления на получение лицензии.

5. Словения

На территории Республики Словения максимум два организатора, мажоритарными акционерами которых являются Республика Словения, местные муниципалитеты или государственные компании, могут на постоянной основе организовывать азартные игры (например, лотереи и спортивные пари), а правительство может предоставить максимум 15 уступок для организации специальных азартных игр в казино и 45 уступок для организации специальных азартных игр в игорных залах. Кроме того, лицензии на онлайн-азартные игры могут быть выданы только зарегистрированным в Словении компаниям, у которых уже есть лицензия на азартные игры в казино.

Последние предложения о внесении изменений в действующий закон об азартных играх (последние поправки были внесены в 2014 году) появились в 2018 году и были направлены на ослабление достаточно жестких правил для организаторов (среди прочего, разрешая организаторам из ЕЭЗ подавать заявки на лицензии), а также на более детальное регулирование онлайн-азартных игр и рекламы азартных игр. Однако и по сей день все поправки остаются в парламенте без четких указаний на то, когда они могут быть приняты.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, посетите www.ast-law.hr.

Заявление об отказе от ответственности

Юридическая фирма "Анжелович, Сикетич и Томич" стремится избегать неточностей и, несмотря на то, что были приняты все меры предосторожности для того, чтобы информация, содержащаяся в данном отчете, была точной, мы не несем никакой ответственности за ошибки или упущения, какими бы они ни были вызваны.