Законотворческий процесс должен сопровождаться максимальной публичностью» – глава ВСПИР Игорь Макиевский

ноя 2, 2020peter

 

Какие задачи должен решать законопроект о легализации игорного бизнеса? Зачем гемблинг-рынку нужен переходной период и почему законотворческий процесс должен проходить в публичной плоскости? Об этом в интервью для Kyiv iGaming Affiliate Conference рассказал Игорь Макиевский – председатель Всеукраинского объединения организаций работодателей отрасли отдыха и развлечений.

Игорь – член рабочей группы по легализации игорного бизнеса при комитете Верховной Рады по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики. Он также состоит в совете Федерации работодателей Украины и представляет интересы работодателей игорного рынка в диалоге с Кабмином.

Подробнее о том, как Игорь оценивает законотворческий процесс по части легализации игорного бизнеса, читайте в интервью, которое он дал в день проведения KiAC.

Интервьюер: Kyiv iGaming Affiliate Conference (KiAC)

Респондент: Игорь Макиевский (И. М.)

KiAC: Как на заседаниях рабочей группы продвигается обсуждение законопроектов о легализации азартного бизнеса?

И. М.: Восемь законопроектов о легализации игорного бизнеса мы обсуждаем три месяца. Заседание рабочей группы носит формат обмена мнениями или разговоров на тему об игорном бизнесе. Конструктива мало. Мы не обсуждаем какой-то конкретный законопроект или конкретные правки. Мы не продвигаемся по каким-то статьям или регуляциям.

Депутаты заявили о том, что по видам игорного бизнеса, например казино, букмекерские конторы, слот-залы, будут создаваться подгруппы для отработки этих форматов. И это правильно. Так и должно было быть. Но, к сожалению, эти подгруппы не были созданы. Кто там принимает окончательное решение, нам неизвестно. Фактически это плохо, потому что это в худших традициях законотворчества.

KiAC: По вашему мнению, должен ли процесс принятия закона проходить публично?

И. М.: Мы считаем, что процесс легализации должен быть публичным. Нормы, которые там прописываются, тоже должны быть публично обоснованы. И эта информация должна быть публичной. Она не может приниматься кулуарно, потому что в противном случае это будет уже лоббизм. Как раз то, что мы сейчас и наблюдаем.

Уже есть восемь законопроектов, но сегодня заседает соответствующий комитет Верховной Рады, на который внесен обновленный проект закона. Его текст никто не видел, по крайней мере в публичной плоскости, но он уже обсуждается на комитете и, по нашим данным, завтра должен вноситься в Верховную Раду для первого чтения.

KiAC: По вашему мнению, каким должен быть оптимальный законопроект о легализации азартного бизнеса?

И. М.: Мы считаем, что законопроект должен быть подготовлен очень ответственно. Он обязан быть неким стимулом и определять экономические точки роста, которые может и должен стимулировать игорный бизнес.

Законопроект должен быть написан в интересах экономики Украины, местных производителей или операторов. Это нужно для того, чтобы получить от легализации максимальный эффект, чтобы заработали производственные цепочки и создавались новые рабочие места. Украина не должна быть только рынком сбыта, например, игровых автоматов от зарубежных производителей. Также благодаря легализации должны запускаться соответствующие отрасли экономики, в том числе должен быть задействован IT-кластер. Это все должно быть обозначено в законопроекте.

KiAC: Как вы считаете, действительно ли легализация гемблинг-бизнеса будет способствовать привлечению в страну инвестиций?

И. М.: Хочу заметить, что изначально речь шла о создании туристическо-игрового кластера на Черноморском побережье. Но, к сожалению, ни в одном из законопроектов, которые обсуждаются, не прописаны эти игорные зоны или зоны кластера приоритетного туристического развития, которые бы действительно привлекали внешних и внутренних инвесторов.

Во всех странах, соседствующих с Украиной, начиная от Болгарии и заканчивая Россией и Грузией, игорный бизнес разрешен. В нашей стране он запрещен. И по всей логике Украина должна предложить современное законодательство, которое было бы прописано таким образом, чтобы привлекать инвесторов, чтобы вести игорный бизнес на территории страны можно было выгоднее, чем в Грузии или Беларуси, чтобы инвесторы понимали преимущества украинского законодательства и вкладывали деньги именно в нашу страну. А для этого все надо взвешивать и грамотно, правильно прописывать в законопроекте.

К сожалению, реальный законотворческий процесс находится в тени. Кто принимает там решения, какие нормы прописываются, нам неизвестно. Диалог с бизнесом носит чисто формальный характер. Такого быть не должно.

Мы знаем, что предыдущие власти пытались легализовать игорный рынок точно с таким же подходом, как и сейчас, но ничего не получилось. Наше мнение, – законотворческий процесс и процесс принятия закона должен сопровождаться максимальной публичностью и аргументацией всех участников. Это фактически должен быть баланс или компромисс между интересами государства, бизнеса и потребителями услуг, где бы учитывались запросы всех сторон.

KiAC: Какие основные задачи должен решать закон о регулировании азартной деятельности?

И. М.: Закон о легализации должен решить несколько задач. Первое – это вывести отрасль из тени. Бюджет должен получить максимальные платежи. Причем речь идет о бюджетах разного уровня: и центральном государственном, и местных. Потому что, насколько я понимаю, во всех законопроектах интересы местных бюджетов не учтены. А местные общины тоже должны быть заинтересованы и становиться получателями части платежей от игорной деятельности.

Бизнес должен получить прозрачные и понятные условия ведения азартной деятельности в виде законопроекта. Рынок не должен быть монополизирован. Также не должно быть ситуаций, когда создаются предпосылки для создания какой-то коррумпированной схемы.

KiAC: По вашему мнению, может ли создание игорной комиссии повлечь за собой коррупционные риски?

И. М.: Много дискуссий идет об игорной комиссии, создание которой предусматривается законопроектом. Но там есть очень большие коррупционные риски. Потому что к компетенции комиссии относятся вопросы выдачи и отбора лицензий, определение, кто из операторов соответствует лицензионным и другим условиям, кто не соответствует. При этом, там нет многих норм. Комиссии еще предстоит их сформировать. А все эти нормы должны стать известны до того времени, как игорный рынок откроется.

KiAC: Сколько времени понадобится, чтобы игорный рынок Украины начал работать в соответствии с новым законодательством?

И. М.: Немаловажный момент – это переходный период. Сейчас азартный рынок существует на основании закона Украины о лотереях. Этот закон не совершенен. Он содержит нормы, которые требуют дополнительных регуляций.

Поэтому мы считаем, что нужен как минимум год переходного периода. Чтобы рынок мог ознакомиться с новым законом, понять, кто остается в этом бизнесе, кто переформатируется. А для этого необходимо время.

По сути, на 1 января 2020 года государство не готово к легализации игорной отрасли, потому что нет закона. Также нет комиссии, которая должна еще определить подзаконные акты, на основании которых будет действовать рынок. Нет системы онлайн-мониторинга, которая предусматривается для контроля над финансовыми потоками. Это все предстоит создать. На это тоже нужно время.

Мы считаем, что одного года хватит как раз для того, чтобы корректно отрегулировать украинский игорный рынок.

KiAC: Сегодня в теневом секторе игорного рынка работают тысячи людей. По вашему мнению, приведет ли легализация азартной деятельности к сокращению числа рабочих мест?

И. М.: По нашим данным, сейчас в индустрии задействовано около 50 000 работников, которые трудоустроены и получают зарплату. И в одночасье их уволить или закрыть рынок с увольнением работников – это не государственный подход. Такая позиция неправильная, потому что каждое рабочее место у нас на вес золота. И разрушить все до основания – это уже было в нашей истории, и тогда ничего хорошего не вышло. Поэтому рабочие места должны быть сохранены.

KiAC: Каким должен быть порог входа в игорный бизнес?

И. М.: По этому вопросу я могу говорить концептуально. Любые попытки монополизации игорного рынка – неправильны. Необходимо создать конкурентную среду. Порог входа в этот бизнес, наверное, обязан быть высоким. Но стоимость лицензий должна быть экономически обоснована, справедлива и посильна для представителей среднего бизнеса.

KiAC: Расскажите о ваших впечатлениях от KiAC.

И. М.: У меня сложилось положительное впечатление о конференции. Однозначно, такие публичные ивенты, посвященные вопросам легализации игорного бизнеса, нужны. Их даже не хватает. Нужно было давно, и власти в том числе, заняться проведением таких мероприятий, чтобы с их помощью доносить свои взгляды.

Процесс законотворчества должен сопровождаться публичностью, возможностью задать необходимые вопросы и получить ответы. Это можно сделать только на таких публичных площадках или на дискуссиях.

Благодарим организаторов за то, что своевременно и оперативно реагируют на запросы рынка.


18 декабря Игорь принял участие в панельной дискуссии, которая прошла в рамках KiAC. Он вместе с другими экспертами обсудил законопроекты о регулировании гемблинг-рынка и рассмотрел, какие возможности легализация открывает для бизнеса и экономики страны в целом.

С итогами круглого стола можно ознакомиться здесь >>>