Отчет по игорному законодательству России, Литвы, Беларуси, Турции, Греции и Кипра.

сен 28, 2020peter

К: Марко Томич, партнер, юридическая фирма Anđelović, Siketić & Tomić d.o.o. Загреб

1. Россия

Действующая законодательная база азартных игр в России была создана Федеральным законом от 1 июля 2009 года № 244 "О государственном регулировании организации и управления азартными играми". Соответствующим законом азартные игры, т.е. азартные игры (казино и игровые автоматы) в России были ограничены 4 игорными зонами и запрещены на всей территории Российской Федерации. Это связано с общим негативным восприятием азартных игр в России как аморальных и часто связанных с организованной преступностью и отмыванием денег. Онлайн казино запрещены на территории, что привело к расцвету "подпольных" онлайн казино, находящихся под постоянным наблюдением государства. В 2018 году более 130 000 сайтов были заблокированы властями, а в 2019 году Госдума РФ одобрила блокирование мгновенных выигрышных онлайн-лотерей за то, что они слишком похожи на игры в казино. Как известно, согласно действующему законодательству, лотереи не рассматриваются как азартные игры.

Введение интерактивной ставки в 2014 году изменило отрасль и создало правовую базу для букмекерства в интернете. Правовой статус интерактивной ставки был подтвержден в 2019 году (заявив, что она представляет собой исключение из запрета на удаленную азартную игру), и в настоящее время система полностью функционирует. Любой лицензированный оператор может делать интерактивные ставки, при этом специальной лицензии на онлайн-библинг не требуется. Однако оператор должен раскрыть доменное имя, через которое он будет работать в режиме онлайн, а серверы, на которых будут осуществляться операции, должны находиться в России. Организаторы онлайн-игр на букмекерство обязаны использовать онлайн-"контрольную" систему ("ЦУПИС") для перевода денежных средств от игроков и к игрокам (с целью удержания денежных средств в российской юрисдикции).

В целом, по российскому законодательству существует два вида лицензий на азартные игры: (i) лицензия для казино, игровых автоматов и покера ("Лицензия для казино"); и (ii) лицензия для букмекерских контор и тотализаторов ("Лицензия для спортивных ставок"), и оба вида лицензий выдаются на неопределенный срок. Как отмечалось выше, онлайн-казино запрещены, а азартные игры онлайн разрешены только на основании лицензии на спортивные пари (т.е. только спортивные пари и тотализаторы доступны онлайн). Реклама азартных игр разрешена только в том случае, если она проводится операторами, имеющими лицензию казино или лицензию на осуществление спортивных пари, и при дальнейших условиях, регулирующих сроки размещения рекламы и целевую аудиторию.

 

2. Литва

Организация азартных игр В Литве регулируется Законом Литовской Республики об азартных играх с 2001 г. с изменениями и дополнениями. Литовские законы разрешают организацию азартных игр в наземных учреждениях, где в 2016 году была легализована удаленная азартная игра. Для того, чтобы организатору было разрешено организовать азартные игры онлайн, необходимо наличие на территории страны "кирпича и раствора". С одобрения удаленной азартной игры игорный орган получил право блокировать адреса Интернет-провайдеров, а также платежи "незаконным" операторам на рынке. Начиная с 2004 года, игроки имеют возможность вступать в схему самоисключения. Также действующее законодательство предписывает, что на территории могут быть установлены только новые игровые автоматы.

Операторам может быть выдано несколько лицензий на неограниченный срок. Одни и те же лицензии делятся на три группы (i) категория А (машинные залы); (ii) категория В (казино); и (iii) залы бинго. Как отмечалось выше, только операторы, присутствующие в стране, могут организовывать азартные онлайн-игры.

Последние изменения в законе об азартных играх, предписывающие обязанность организаторов включать в каждую рекламу азартных игр предупреждение об азартных играх, вступили в силу 1 июля 2020 года.

3. Беларусь

Азартные игры в Беларуси являются легальными, при этом онлайн-часть азартных игр только начинает набирать обороты после изменений в законодательстве, произошедших в 2018/2019 годах. До этого времени единственной легальной формой азартных игр онлайн была (государственная) лотерея. В целом белорусское законодательство допускает три вида азартных игр: игры в казино, игровые автоматы и букмекерство. В стране действует строгий режим лицензирования земельных учреждений, которые действуют в каждом крупном городе страны, который включает в себя денежные вклады, личные обязательства руководителей предприятий и т.д.

С 1 апреля 2019 года операторы игорного бизнеса имеют возможность легально зарегистрировать игорное заведение на территории Беларуси в случае получения соответствующей лицензии. Игры на зарубежных сайтах запрещены и осуществляются путем блокирования адресов провайдеров и занесения в черные списки.

Любопытно, что, несмотря на легализацию, в Беларуси пока нет местных онлайн-казино. Наконец, с октября 2019 года правительство разрешило рекламу азартных игр на спортивных мероприятиях.

 

4. Турция

С 2007 года в стране запрещены как наземные, так и онлайн-азартные игры, поэтому с 2013 года, когда были введены более строгие штрафы и даже тюремное заключение для организаторов, платежных систем и игроков, правоприменение этого запрета было значительно усилено. Правительство стремится пресекать незаконные ставки путем введения черных списков, перенаправления и блокирования сайтов, а также других мер, которые привели к более чем нескольким крупным рейдам за последние 2 года. В соответствии с вышеизложенным, нет никаких признаков того, что статус азартных игр в Турции изменится в ближайшем будущем.

Оставшаяся небольшая часть легальных турецких "азартных игр" (наземных и онлайн) очень жестко регулируется и состоит из лотерейных скачек, спортивных ставок в лотерейном стиле, а также национальной лотереи, причем все три сферы являются монопольными.

5. Греция

Основным законодательным актом, регулирующим азартные игры в Греции, является Закон 4002/2011 с внесенными в него поправками (последнее изменение вступило в силу в 2019 году). В дополнение к этому Национальная комиссия по играм издала ряд нормативных актов, в которых более подробно определены некоторые аспекты игорной индустрии, такие как лицензирование онлайн-игр, лотерей или видеоигр. Соответствующий закон не дает точных определений азартным играм на суше или в Интернете.

Все виды пари и азартных игр за пределами казино строго запрещены и криминализированы местным законодательством, в соответствии с которым к лотереям и спортивным пари применяется иной режим. В настоящее время исключительные права на организацию и проведение числовых лотерей и спортивных пари в Греции принадлежат ОПАП ("Греческая организация футбольных прогнозов").

В связи с лицензированием, в настоящее время лицензия требуется только для электронных игр на ловкость, азартных игр и онлайн-игр, в то время как механические и электромеханические развлекательные игры проводятся свободно. Срок действия лицензий казино зависит от рассматриваемой категории. Лицензии казино простого типа (например, как минимум на 3-звездочный объект) действительны в течение 15 лет, в то время как лицензии казино более широкого типа (например, на 5-звездочный объект) действительны в течение 30 лет. В отношении игровых автоматов следует отметить, что количество наземных игровых автоматов по закону ограничено 25 000, лицензии на которые выдаются одному официальному монопольному поставщику. Услуги онлайн азартных игр в стране могут предоставляться только лицензированными юридическими лицами, и такая лицензия действительна в течение 7 лет.

24 октября 2019 года парламент Греции принял сводный законопроект о внесении изменений в вышеупомянутый закон, который до сих пор не опубликован в Официальной газете, но, несомненно, будет более эффективно и справедливо регулировать игорный рынок.

Предусмотренный законопроект предусматривает открытую процедуру лицензирования онлайн-игр, находящихся в исключительной компетенции государства, путем отмены положения действующего закона о международном тендере. Это означает, что компетентный орган должен выдавать лицензию каждой компании, которая выполняет установленные условия.

В сводном законопроекте определены два вида лицензий сроком на семь лет, предоставление которых обойдется в 3 млн. евро на игры в пари онлайн и 2 млн. евро на все остальные виды онлайн-игр. Любой оператор может подать заявку на получение обеих лицензий, если он удовлетворяет всем юридическим требованиям и платит установленную плату. В соответствии с этим новым решением максимальное количество лицензий не предусмотрено. Одним из основных условий получения лицензии является наличие постоянного места жительства или представительства в Греции или в любом другом государстве-члене Европейского Союза или Европейской экономической зоны. Лицензии выдаются компетентным органом, а веб-сайты должны быть зарегистрированы в национальном домене.

Когда речь идет об игроках, одним из ключевых требований по ответственной игре, введенных Законом 4002/2011, является использование карты индивидуального игрока. Карта игрока была введена для того, чтобы подтвердить возраст игрока, максимальное игровое время, а также гарантировать соблюдение любых дополнительных ограничений, наложенных самими игроками. Карта индивидуального игрока может быть выдана владельцами лицензий в порядке и на условиях, установленных решением компетентного органа, опубликованным в Официальном вестнике. Азартные игры без индивидуальной карты игрока строго запрещены.

Наконец, в соответствии с действующим законодательством, а также в рамках действующего, любое коммерческое сообщение (реклама), прямое или косвенное, касающееся организаций, предоставляющих кредиты игрокам для участия в азартных играх, запрещено.

6. Кипр

На Кипре разрешены азартные игры как на суше, так и в Интернете при условии соблюдения положений применимого законодательства. Государство организует национальную лотерею, в рамках которой не существует государственных букмекерских компаний. Азартные игры регулируются на национальном уровне. Однако в связи с нынешней политической ситуацией и разделением территории на самом острове эффективное территориальное применение применимых нормативных рамок, регулирующих азартные игры, ограничивается территорией, контролируемой правительством Кипра.

Любопытно, что в соответствии с двусторонним соглашением между Грецией и Кипром, кипрскому отделению Греческой организации футбольных прогнозов (OPAP SA) доверена организация, эксплуатация и управление серией азартных игр. Они связаны с прогнозированием случайных чисел, возникающих в результате механической или электронной жеребьевки, а также игр, связанных с прогнозированием исхода спортивных событий.

Азартные игры и организация азартных игр в стране регулируются более индивидуальными законами (регулирующими букмекерство, казино, лотерею). Самым актуальным из них является Закон о ставках, принятый в 2019 году и заменивший предыдущий, принятый в 2012 году, в соответствии с которым были легализованы ставки онлайн и наземные ставки, а также был сформирован национальный орган по надзору за азартными играми. Этим законом, вступившим в силу в 2012 году, были запрещены букмекерские конторы и операции онлайн-казино.

Законодательство Кипра проводит четкое различие между наземными и онлайн-азартными играми, четко налагая на заинтересованного оператора обязательство по получению лицензии в отношении соответствующей игорной деятельности, которую он желает организовать. Таким образом, на территории предоставляется две формы лицензии на осуществление пари, и компания (оператор) должна иметь физическое присутствие на Кипре или быть партнером местной компании. Класс А - это лицензия на традиционные, наземные пари, но не включает в себя пари на лошадиные скачки. Класс B - это лицензия, действительная для электронных, онлайн-спортивных пари (лошадиные скачки исключаются). Количественных ограничений по количеству выдаваемых лицензий не существует.

Что касается игр в казино, то закон о казино Кипра, принятый в 2015 году, заложил основу для легализации одного наземного интегрированного курорта казино и четырех спутниковых казино в различных районах страны и создания национальной комиссии по азартным играм в качестве регулятора казино. Окончательный проект создания интегрированного казино "Анкор" должен быть завершен в 2021 году и, как ожидается, станет крупнейшим казино в Европе по количеству столов и автоматов, а также первым полномасштабным интегрированным казино.

В соответствии с применимыми положениями соответствующего законодательства о казино, в течение 15 лет с даты выдачи первоначальной и эксклюзивной лицензии только на один частный курорт казино, национальная игорная комиссия не имеет права выдавать любой другой курорт казино или другую лицензию казино на территории Кипра, т.е. законодательство о казино создало временную монополию на территории.

Реклама возможностей для азартных игр должным образом разрешена на Кипре при условии, что характер и объем такой рекламы ограничивается истинным и точным представлением услуг, предоставляемых лицензированными организациями.

 

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, посетите www.ast-law.hr

DISCLAIMER: Юридическая фирма "Anđelović, Siketić & Tomić d.o.o." стремится избегать неточностей и, несмотря на то, что были приняты все меры предосторожности для обеспечения точности информации, содержащейся в данном отчете, не несет никакой ответственности за ошибки или упущения, какими бы они ни были вызваны.